Интервью директора УТЦ-21, заслуженного военного летчика РФ Кононова Ю.И. для сайта vnukovo.ru
Интервью директора УТЦ-21, заслуженного военного летчика РФ Кононова Ю.И. для сайта vnukovo.ru
2 декабря 2010 года Учебно-тренировочный центр №21 ОАО «Аэропорта Внуково отметил 60-летний юбилей.
О том, как был создан один из крупнейших в России центров подготовки пилотов и чем живет УТЦ сейчас, рассказал его директор, Заслуженный военный летчик РФ Юрий Иванович Кононов.
- Юрий Иванович, 60 лет для учебно-тренировочного центра – внушительный стаж. А с чего началась его история?
- В 1950 году вышел приказ Главного Управления Гражданского Воз-душного Флота о создании 21-го Учебно-тренировочного отряда. Первым местом его базирования был определен подмосковный аэропорт Остафьево. Но через три года УТО перевели во Внуково и разместили в финском домике на летном поле. С первых лет своего существования УТО превратился в ос-новную “кузницу” по обучению авиаработников. Отряд готовил специали-стов для полетов на самолетах: Ил-12, Ил-14, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-114, Ил-18, Ил-62, Ту-154, Ту-144.
В декабре 1963 года центр получил новое пятиэтажное здание на Боль-шой Внуковской улице, в котором мы сейчас и находимся. А в 1981 году был построен тренажерный корпус, который примыкает к этому зданию. В 1987 году решением коллегии Министерства Гражданской Авиации Учебно-тренировочные отряды были реорганизованы в учебно-тренировочные цен-тры. За 60 лет своей деятельности УТЦ-21 превратился из небольшого учеб-ного отряда в крупный авиационный Центр, оснащенный современными тренажерами, различными средствами технического обучения, укомплекто-ванный высокопрофессиональными преподавательскими кадрами, инструкторами тренажеров и инженерно-техническим составом.
- Кто и чему у вас может обучаться?
- Авиаспециалисты повышают здесь квалификацию или переучивают-ся на новую авиационную технику. Экипажи для полетов на международных воздушных линиях изучают иностранные языки и право. Бортпроводники и специалисты наземных служб получают начальную подготовку. Сейчас, конечно, все больше в гражданской авиации иностранных самолетов, и наш УТЦ переучивает экипажи на Эмбраер-120 и Боинг 737-300/400/500. Но ос-новное направление, конечно, советские и российские самолеты - Ту-134А, Ту-154БМС, Ту-204, Ту-214, Ил-18, Ил-76, Ил-62М, Ил-86, Ил-96, Як-42.
Всего же у нас сейчас больше 200 программ подготовки по различным профессиям. В последнее время каждый год проходят обучение порядка 4,5 тысяч человек. А за весь период работы УТЦ подготовлено более 140 тысяч авиаспециалистов. К слову, в 50-м году здесь обучалось лишь около 300 че-ловек в год.
- Получить подготовку в УТЦ-21 могут только российские специалисты?
- Почему же? У нас обучается летный состав Азербайджана, Казахстана, Болгарии и Польши. Хотя, конечно, в основном мы работаем с российскими авиакомпаниями. Например, ФГБУ «СЛО «Россия», ФГУАП «Кавминводы», ОАО «Авиалинии Дагестана», ФГУ «ГАК «223 летный отряд», ОАО «Москва», АП «Газпромавиа» и другие. Всего более 60 предприятий.
- Что важнее – получить теоретические знания или все же практические навыки?
- Одно от другого неотделимо. Без теоретической базы, без знаний ни-какие тренировки не помогут. Наш центр имеет 32 класса, оборудованных необходимыми электрифицированными стендами, приборами, макетами и разрезами двигателей. Есть три кабинета иностранного языка, оснащенные селекторным, в том числе лингофонным оборудованием. В учебном процес-се активно используется компьютерная техника. Имеются сертифицированные контролирующие программы проверки знаний. В технической библио-теке - необходимая учебно-методическая литература. Более того, УТЦ в 1991 году одним из первых вступил в Ассоциацию авиационных учебных центров, где и по сей день активно участвует в подготовке и разработке учебных программ. Все это повышает эффективность и качество учебного процесса, а также безопасность полетов. К слову, эту Ассоциацию возглавляет наш коллега, сотрудник УТЦ-21, заслуженный пилот СССР Анатолий Гаврилович Меркулов.
Но и без практики никуда. Ведь случиться может все, что угодно, и не всегда это реально предвидеть. Порой из-за недостаточного уровня подготовки можно и несложный отказ довести до крайне тяжелых последствий.
- С изучением теории все понятно: есть преподаватели, методики, учебники, экзамены… А как практиковаться? Ведь не за штурвалом самолета с пассажирами на борту?
- Конечно, нет. У нас есть специальные компьютерные программы, ис-пользуются процедурные тренажеры, на которых можно отработать какие-то отдельные действия. Ну и, конечно, есть комплексные тренажеры Ту-154М, Ил-86 и Ил-62, навигационный тренажер «Двина-2» (для подготовки летного состава самолетов Ил-62М, Ту-154М) и авиационный тренажер для обучения летных и кабинных экипажей действиям по эвакуации пассажиров в случаях возникновения аварийной ситуации в полете.
- Каким образом происходит тренировка?
- Федеральными авиационными правилами предусмотрено, что пилоты для поддержания навыков ежегодно должны проходить 12 часов тренировки. На тренажерах можно отработать любые нестандартные ситуации. Напри-мер, как действовать при отказе различного оборудования (включая двигатели, энергосистемы и другие узлы), при ухудшении погодных условий, или вынужденной посадке… Когда пилоты усаживаются в кресла в тренажере, они не знают, что ждет их в следующую минуту. Инструкторы могут инсценировать пожар на борту, отключить любой прибор, «устроить» грозу и так далее. Что бы ни случилось, экипаж должен сделать все, чтобы исправить ситуацию и не «разбиться».
Кстати, экипаж авиакомпании «Алроса», который совершил вынуж-денную посадку на заброшенном аэродроме, именно у нас проходил тренировку на тренажере ТУ-154. И инструкторы во время занятий отрабатывали с ними, в том числе, и варианты действий при отказе энергосистемы. Мне ка-жется, есть некоторое счастливое совпадение в том, что именно эту ситуацию они успели изучить в УТЦ-21. В результате эти героические ребята справились в сложнейших условиях. И таких примеров, когда именно обучение и тренировка помогали правильно реагировать в нештатной ситуации и благополучно завершить полет, можно привести немало.
- А кто занимается обслуживанием тренажеров?
- Есть инженеры-техники, обслуживающие тренажерную технику. Именно благодаря их работе мы можем эксплуатировать тренажеры без простоев. В свое время наши инженеры собственными силами модернизировали тренажер Ту-154Б под самолетное оборудование Ту-154М, который, увы, не выпускался промышленностью. За это им даже была присуждена Золотая медаль ВДНХ.
- Те комплексные тренажеры, которые есть в УТЦ-21, уже сейчас становятся не столь востребованными. А через несколько лет авиакомпании и вовсе могут оказаться от использования «тушек» и «илов». Что тогда?
- Да. Ил-86 летает все меньше, хотя это прекрасный самолет. Он очень вместительный, поэтому авиакомпании используют его в основном летом, когда необходимо перевозить туристов на курорты. Ил-62 тоже всего у пяти авиакомпаний из тех, которые тренируют у нас своих пилотов. Среди них и специальный летный отряд «Россия».
Конечно, появляются самолеты нового поколения. Мы готовы менять систему подготовки специалистов, разрабатывать новые методологии формирования знаний, навыков, умения, оставаться высокорентабельным и конкурентноспособным подразделением. А для этого, конечно, потребуется приобретение процедурных и комплексных тренажеров. Над этим вопросом мы сейчас работаем.
- Как собираетесь отметить юбилей?
- Проведем торжественное собрание и обязательно пригласим на него ветеранов, которые много лет проработали в УТЦ. Поздравим коллег, многие из которых уже больше 25 лет здесь преподают. Должен сказать, что у нас работают настоящие профессионалы. Возможно, поэтому российские пилоты с честью выполняют свой долг.
Пресс-служба аэропорта Внуково
press@vnukovo.ru
www.vnukovo.ru
www.facebook.com/vnukovoairport
www.twitter.com/vnukovoairport
www.vk.com/vnukovoairport
vnukovo-airport.livejournal.com