Интервью директора по информационным технологиям и телекоммуникациям ОАО "Аэропорт Внуково" А.В. Шаромова для телеканала "РБК"
Интервью директора по информационным технологиям и телекоммуникациям ОАО "Аэропорт Внуково" А.В. Шаромова для телеканала "РБК"

РБК ТВ, "C-NEWS: ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО": АВТОМАТИЗАЦИЯ АЭРОПОРТОВ
Состояние российских аэропортов, особенно находящихся на периферии, оставляет желать лучшего. Одной из основных причин такого состояния остается хроническое недофинансирование, поскольку большинство аэровокзалов находится в федеральной собственности. Часть аэропортов вырвалась из-под крыла государства и преобразовалась в акционерные общества, которые стали более привлекательными для частного капитала. Каким образом можно улучшить сложившуюся ситуацию, в какую сумму обойдется реконструкция аэровокзала? Тема сегодняшней программы - автоматизация аэропортов. У нас в студии директор по информационным технологиям и телекоммуникациям ОАО "Аэропорт "Внуково" Алексей Шаромов.
ВЕДУЩИЙ: Алексей, по вашему мнению, действительно ли состояние российских аэропортов настолько плачевно, или все-таки СМИ сгущают краски и ситуация не столь плачевна?
Алексей ШАРОМОВ: Наверное, это не совсем так, потому что российские аэропорты безопасны, естественно. Почему? Потому что иначе они бы не прошли процедуру так называемой сертификации аэропортов для обеспечения безопасности полетов в области гражданской авиации. Единственная проблема, которая существует в российских аэропортах, о которой говорят аналитики, говорят люди, занимающиеся проблемами развития аэропортов, - это то, что аэропорты России отстают по оснащенности, по комфортабельности аэровокзалов, по возможности принятия современных воздушных судов. Планы российских аэропортов - это серьезное развитие: это развитие и всей инфраструктуры, и оснащение терминалов, и применение самых современных и последних новинок и разработок в области управления аэропортовой деятельностью.
ВЕДУЩИЙ: Существует ли на сегодняшний день на рынке программа автоматизации, созданная специально для аэропортов, и чтобы разработчиками выступали именно отечественные программисты? И если да, то насколько они конкурентоспособны?
Алексей ШАРОМОВ: Действительно, современный аэропорт не может обходиться без самых современных автоматизированных информационных технологий. Аэропорт Внуково в этом смысле, так скажем, занимает лидирующие позиции, и в этом году наш аэропорт был признан лучшим предприятием транспортной отрасли России по оснащенности информационными технологиями. То, что мы сейчас успешно применяем, - это и разработка российских производителей, и иностранные технологии, в основном мы используем немецкие технологии, которые успешно применяются в западных немецких аэропортах. Это и система управления технологическими процессами на перроне, и система управления производственными ресурсами, и система управления и учета финансово-хозяйственной деятельности аэропорта, это система SAP, которую мы уже внедрили, и сейчас у нас проводится стадия опытно-промышленной эксплуатации этой системы. То есть без современных систем аэропорт не может существовать.
ВЕДУЩИЙ: То есть по большей части вы закупили именно продукцию зарубежных вендеров, а не отечественных?
Алексей ШАРОМОВ: Нет, почему. У нас есть и отечественные разработки. Дело в том, что специфика российской гражданской авиации не позволяет нам использовать только западные разработки, западные системы. Наши системы тоже вполне конкурентоспособны, вполне интересны и могут применяться для российской отрасли гражданских аэропортов.
ВЕДУЩИЙ: С инженерно-технической точки зрения аэропорт - это, во-первых, громадное сооружение, во-вторых, достаточно сложное сооружение. Для того чтобы обеспечить его всеми необходимыми информационными системами, понадобится достаточно большое количество средств. Можно ли определить, в какую сумму обойдется модернизация аэровокзала?
Алексей ШАРОМОВ: Вы знаете, я скажу так, что средства, которые выделяются собственниками, акционерами аэропорта Внуково, до 2015 года, - это свыше одного миллиарда долларов. Эти деньги необходимы для того, чтобы реализовать программу развития аэропорта, в том числе и по строительству нового пассажирского терминала, по переоборудованию взлетно-посадочных полос, увеличению пропускной способности, расширению перрона. Эти средства будут потрачены на то, чтобы аэропорт Внуково в итоге выполнил программу, возложенную на него со стороны акционеров.
ВЕДУЩИЙ: Каким образом будет обеспечиваться безопасность пассажиров в здании аэровокзала?
Алексей ШАРОМОВ: В настоящее время существуют серьезные требования по безопасности пассажиров, которые находятся в здании пассажирских авиатерминалов. И аэропорт Внуково выполняет эти требования по оснащенности спецсредствами своих терминалов. То есть в аэропорту присутствуют и специальные металлоискатели, и так называемые интроскопы , - средства для проверки багажа, сумок и так далее. Это больше вопрос службы авиационной безопасности, которая очень большая в аэропорту. Численность этой службы - более половины всех людей, работающих в аэропорту.
ВЕДУЩИЙ: Что касается обеспечения той же самой безопасности пассажиров, но уже во время полета, зависит ли это от оснащенности диспетчерской службы, если да, то каким образом?
Алексей ШАРОМОВ: Диспетчеры, которые работают для аэропорта Внуково, они разделяются на две составляющие. Это диспетчеры, которые обслуживают воздушные суда, которые находятся на земле, на перроне, это диспетчеры непосредственно ОАО "Аэропорт Внуково", и диспетчеры, которые управляют воздушным движением в зоне аэропорта Внуково - это диспетчеры, которые работают в специальной Государственной корпорации управления воздушным движением. Эта корпорация также современная, самые современные средства применяются в этой корпорации. Я знаю о том, что есть программа, которая позволяет диспетчерам использовать, в том числе, последние разработки, и в соответствии с этой программой будет проводиться модернизация. Ну, в этом смысле у нас все спокойно.
ВЕДУЩИЙ: Но зачастую разработки используются отечественные или зарубежные все же?
Алексей ШАРОМОВ: Вы знаете, это вопрос больше к Государственной корпорации управления воздушным движением.
ВЕДУЩИЙ: Вы как бы не владеете этой информацией?
Алексей ШАРОМОВ: Я и не должен ею владеть. Почему? Потому что у нас есть очень четкое разграничение ответственности. В авиации по-другому нельзя. Каждый должен отвечать за ту сферу, которая ему поручена.
ВЕДУЩИЙ: Ну, и как раз мы вернулись опять к аэропорту Внуково. И после технического переоснащения как он будет выглядеть и какие передовые технологии будут в нем применены?
Алексей ШАРОМОВ: Управление деятельностью аэропорта можно разделить на несколько составляющих. Это управление производственной деятельностью аэропорта, управление финансово-хозяйственной деятельностью аэропорта. Что касается производственной деятельности, то те технологии, которые мы начали использовать в прошлом году, лягут в основу управления технологическими процессами уже нового пассажирского терминала, нового перрона. Это и технологии управления пропускной способностью аэропорта, технологии управления ресурсами, мобильными ресурсами.
ВЕДУЩИЙ: Будет ли применен полученный опыт при реконструкции Внуково по отношению к другим аэропортам нашей страны? Вообще, насколько мы далеки от того момента, когда российские аэропорты в своем большинстве будут соответствовать всем международным стандартам?
Алексей ШАРОМОВ: Да, действительно, я получаю очень много звонков от моих коллег из других аэропортов России. И те технологии, которые сейчас применяются в аэропорту, они новаторские во многом. То же решение, которое мы применили сейчас в аэропорту на базе продукта SAP, является уникальным для российской отрасли гражданских аэропортов. Я думаю, что, конечно, эти решения необходимо применять и в других аэропортах России. Зачем делать какие-то ошибки, если их можно избежать, если можно использовать уникальный опыт, который применяется в нашем аэропорте Внуково?
ВЕДУЩИЙ: Я надеюсь, что действительно в скором времени мы будем пользоваться суперсовременными аэропортами, которые будут находиться именно в нашей стране. Спасибо, что нашли время ответить на все наши вопросы.