Комплексная система мониторинга положения воздушных судов и специальной техники на перроне
Международный аэропорт «Внуково» более года назад успешно реализовал проект CrossPoint, представляющий собой комплексную систему мониторинга положения воздушных судов (ВС) и специальной техники на перроне, глубоко интегрированную с основной системой управления производственной деятельностью аэропорта – Inform GroundStar.
Проект реализован совместно с партнером – российской компанией SpaceTeam Холдинг и является фактически единственной системой, полностью отвечающей требованиям целого ряда нормативных документов в этой области:- Постановление Правительства РФ №641 от 25.08.08 – оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS ВС гражданской авиации, транспорта для перевозки пассажиров, опасных грузов
- Приказ Минтранса России № 55 от 09.03.10 – виды ТС для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS
- Приказ Минтранса России №285 от 31.07.12 – контроль и мониторинг перевозок опасных грузов
Отображение фактического положения ВС, находящихся как на стоянках так и в процессе руления по аэродрому, и специальной техники на перроне с сохранением исторической информации о перемещениях за несколько месяцев — это только малая часть функциональности, которая обеспечивается системой CrossPoint. Хотя уже одно это позволяет руководству аэропорта видеть в подробностях ситуацию в аэропорту.
Основные целями создания системы были:
- Обеспечение соблюдения правил, норм и стандартов безопасности на перроне;
- сокращение времени наземного обслуживания и оборачиваемости ВС;
- повышение эффективности производственной деятельности и безопасность пассажиров.
Благодаря использованию рабочих мест комплекса Служба безопасности полетов аэропорта может контролировать все возможные нарушения правил движения по перрону и исключать сами условия возникновения потенциальных аварий. При этом критерии реагирования могут быть определены произвольно. Например, сегодня такими критериями являются: опасные сближения и нарушения скоростного режима. Дополнительно по решению оператора к ним могут быть добавлен критерий «отклонение от утвержденных маршрутов» и «нарушение запретных зон», которые кстати сказать так же определяются сами оператором на основании действующих приказов и могут распространять свое действие как на всю технику так и на типы, гаражные номера и т.д.
Немаловажным фактором повышения эффективности работы системы является ее интеграция с системой управления производственной деятельностью аэропорта – Inform GroundStar и ее основными элементами – системами оценки времени посадки и управления ресурсами.
Именно благодаря такой интеграции была обеспечена возможность отображения перемещений воздушных судов, статусов рейсов (вовремя, задержан, задержан более чем на…), статусов техники (свободна, выполняет задание и на какой стадии исполнения находится, куда направляется и т.д.), а так же полной информации о водителе. В целом по каждой единице техники можно отслеживать более 30 параметров, что существенно помогает диспетчеру в процессе принятия оперативных решений. Немаловажно, что положение спецтехники контролируется не только на аэродроме, но и за его пределами.
В качестве дополнительных функциональных возможностей системы можно отметить:
- редактируемую карту аэропорта с масштабированием и детализацией (зона покрытия – вся территория Российской Федерации);
- визуальную классификацию воздушных судов;
- историю перемещений за произвольный период с функцией анимации и детализацией по времени;
- динамически назначаемые параметры контроля;
- более 30 отчетных форм с различными аналитическими разрезами.
В системе используется типовой комплект оборудования спецтехники российского производства, соответствующее требования Приказа Минтранса № 285 и рекомендованное для применения на транспорте:
- абонентский терминал ГЛОНАСС/GPS;
- тревожная кнопка.
Дополнительно каждая единица техники может быть оборудована:
- монитором водителя;
- датчиками расхода топлива, открытия дверей, примыкания трапа и т.д.;
- системой видеонаблюдения;
- системой экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС.
Основными пользователями системы являются:
- сотрудники служб безопасности;
- диспетчеры мобильных служб и подразделений аэропорта;
- менеджмент и руководители производственных подразделений аэропорта;
- диспетчеры и руководители предприятий наземного обслуживания.
Для обеспечения работоспособности подобных систем, необходимо провести дооснащение наземной техники соответствующей аппаратурой. В настоящее время система обеспечивает отображение всех воздушных судов на аэродроме и перроне аэропорта Внуково и контролирует работу более 380 единиц техники. В ближайших планах аэропорта оборудование еще 250 единиц техники и полный запрет на выезд на перрон без этого оборудования.