Аэровокзальный комплекс и аэродромная инфраструктура
В рамках осуществления Программы стратегического развития в течение 2003-2013 годов в аэропорту Внуково реализован ряд проектов по модернизации инфраструктуры аэропортового комплекса.
Пассажирский терминал А
Наиболее масштабный из проектов — строительство нового пассажирского терминала А общей площадью 270 тысяч кв. м. Первый пусковой комплекс был введен в эксплуатацию в 2009 году, а уже в 2012 году был введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс терминала А.
Пятиуровневый терминал А имеет сквозное разделение на две зоны — для обслуживания пассажиров внутренних и международных рейсов, что позволяет оптимизировать транзит пассажиров. Пассажир, прилетевший во Внуково международным рейсом и следующий транзитом в другие города России, может в этом же терминале перейти в зону внутренних рейсов.
По своим инженерно-техническим и конструктивным особенностям новый терминал является уникальным и в настоящее время наиболее высокотехнологичным аэровокзальным сооружением в России. Проект нового терминала основан на концепции фирмы Obermeyer Consult (Германия) и разработан ОАО «Метрогипротранс» — ведущей российской проектно-изыскательной компанией по созданию объектов транспортной инфраструктуры и подземного строительства. Проект терминала отмечен золотой медалью Всемирного салона инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель — Эврика 2006».
Терминал имеет пять основных уровней, включая один подземный. Нижний уровень совмещен с подземной железнодорожной станцией аэропорта Внуково, принимающей с 2005 года скоростные комфортабельные поезда из центра столицы. На этом уровне расположены камеры хранения, стойки быстрой регистрации для пассажиров, прибывающих из Москвы на электропоезде.
Первый и второй наземные уровни терминала предназначены для обслуживания прилетающих рейсов, при этом на втором предусмотрена зона для обслуживания трансферных пассажиров. Для вылетающих пассажиров используется третий наземный уровень терминала, к которому примыкает верхний уровень эстакады. Для обслуживания VIP-пассажиров предусмотрены специальные залы на четвертом наземном уровне терминала, оборудованные помещениями для переговоров.
На всех уровнях аэровокзала расположены просторные и комфортные залы ожидания, магазины, пункты питания. В зонах вылета и прилета терминала размещены офисы авиакомпаний, билетные кассы, представительства турагентств, справочные. Значительную площадь терминала занимает посадочная галерея, оборудованная 52 выходами на посадку, включая 31 телетрап. При этом 22 выхода оборудованы одним телетрапом, 3 выхода — двумя телетрапами и 1 выход — тремя телетрапами на двух уровнях, что позволяет эффективно обслуживать воздушные суда Airbus A380.
Основное внимание при разработке проекта нового терминала было уделено созданию максимально комфортных условий пребывания и обслуживания пассажиров. Для удобства пассажиров построено 78 лифтов, 61 эскалатор и 38 траволаторов, а большое количество стоек регистрации и кабин паспортного и специального контроля позволит избежать утомительных очередей.
В новом терминале созданы все условия для пребывания и обслуживания в нем пассажиров с ограниченными возможностями. Для этих целей терминал оборудован пандусами, специальными лифтами. Кроме этого, реализована так называемая система «гладкий пол», позволяющая маломобильным пассажирам свободно перемещаться.
Ввод в эксплуатацию терминала А увеличил максимальную пропускную способность аэропорта Внуково до 35 миллионов пассажиров в год.
Почтово-грузовой комплекс (ПГК)
Одновременно с завершением строительства нового пассажирского терминала А был создан и новый интермодальный почтово-грузовой комплекс общей площадью 57 тысяч кв. м, с пропускной способностью 150 тысяч тонн грузов в год.
Основным предназначением Почтово-грузового терминала является обработка и хранение грузов и почты в аэропорту Внуково с организацией перевозок на воздушном, автомобильном и железнодорожном транспорте, а также оказание услуг по таможенному оформлению грузов и почты, агентской и экспедиторской деятельности.
Терминал работает в круглосуточном режиме и выполняет полный комплекс услуг по обработке грузов на основе применения передовых технологий, оснащения высокотехнологичным оборудованием и оптимизации производственных процессов.
На первом уровне терминала расположены склады хранения грузов любой категории, в том числе опасных, радиоактивных, ценных, требующих определенных температурных условий, тяжеловесных и др., на втором уровне – склады хранения товаров магазинов беспошлинной торговли и экспресс-грузов. Общая площадь складов составляет около 20 тысяч кв. м.
Удачное разделение терминала на основные и все необходимые технологические зоны, его максимальная автоматизация и информатизация делают процесс оформления груза, его обработку и хранение крайне простым и удобным. За всеми технологическими этапами можно наблюдать и управлять ими в режиме on-line.
Особое внимание было уделено подъездным путям, местам стоянок автотранспорта клиентов и крупнотоннажных автомобилей. Для обеспечения безопасности и сохранности груза в терминале установлена система видеонаблюдения, а система проверки и досмотра организована с минимальным участием человека, что позволяет снизить степень риска хищения или потери товара. Здание терминала иметет навесы с четырех сторон, что позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные операции в любое время года, как со стороны перрона, так и с внешней стороны терминала.
Грузовой терминал предназначен не только для выполнения операций, связанных с приемом, хранением, обработкой различных грузов и коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей и перевозчиков. Он также представляет собой бизнес-центр, объединяющий участников процесса грузоперевозки в единую логистическую цепь, что позволяет существенно сократить время обработки каждой заявки, при высоком качестве обслуживания.
Пассажирский терминал B
В апреле 2004 года был построен и введен в эксплуатацию международный терминал В площадью 18 тыс. кв. м. В декабре 2004 завершено строительство четырехэтажной посадочной галереи международного пассажирского терминала В общей площадью 7 тыс. кв. м. Ввод в эксплуатацию галереи, оборудованной пятью телетрапами, позволило значительно повысить качество и уровень обслуживания пассажиров международных рейсов.
В терминале реализована трехуровневая система обслуживания пассажиров. На первом его уровне организована регистрация пассажиров на рейс и выдача багажа, второй уровень предназначен для обслуживания прилетающих и транзитных пассажиров, на третьем располагается зона вылета. Здесь же находится отдельный зал регистрации пассажиров первого и бизнес-класса. К услугам клиентов терминала — кафе, бары, рестораны, магазины беспошлинной торговли Duty Free.
Взлётно-посадочные полосы и перрон
Одним из самых важных этапов модернизации аэропорта стала реконструкция двух взлетно-посадочных полос и места их пересечения («большая крестовина»).
В период с 2005 по 2009 год в ходе полной реконструкции взлетно-посадочной полосы №2 (ВПП-2) были заменены искусственные покрытия полосы и примыкающих к ней рулежных дорожек, установлено современное светосигнальное оборудование, средства навигации, а также смонтированы новейшие метеокомплексы. Асфальтобетонное покрытие, построенное в 1992 году, было заменено на новое, разработанное с использованием передовых технических решений, современного оборудования и материалов.
ВПП-2, длиной 3060 м и общей шириной 60 м (полоса – 45 м и две укрепленные обочины по 7,5 м), сертифицирована по второй категории Международной организации гражданской авиации (ICAO), что позволяет обеспечивать взлеты и посадки воздушных судов в условиях ограниченной видимости. После проведенной модернизации ВПП-2 принимает все современные и перспективные типы магистральных воздушных судов. В настоящее время аэропорт Внуково допущен к эксплуатации всех типов отечественных самолетов и основных типов воздушных судов западного производства: Airbus А-300, A-310, A-320, A-330, A-340; Boeing B-737, B-747, B-757, B-767, B-777; MD11, MD-80, MD-82, а также большого количества типов региональных самолетов и лайнеров бизнес-авиации.
Реконструкция ВПП-1 началась в апреле 2011 года с «большой крестовины» (место пересечения двух ВПП). Эти работы были завершены с соблюдением всех сроков в условиях действующего аэропорта, и в июле 2011 года реконструкция крестовины была завершена.
В декабре 2013 года была открыта после реконструкции влетно-посадочная полоса №1 (ВПП-1). В рамках проекта реконструкции взлетно-посадочной полосы (ВПП-1) были проведены следующие работы: восстановление покрытия взлетно-посадочной полосы, ее удлинение на 500 м — до 3500 м, оснащение взлетно-посадочной полосы светосигнальным оборудованием по III категории точных заходов на посадку и посадок по приборам по классификации ICAO, строительство скоростных рулежных дорожек и вододренажной системы.
Обновленная ВПП-1 сертифицирована по категории IIIa ICAO и способна принимать любые типы воздушных судов без ограничений даже в самых сложных метеоусловиях (видимость 200 м, нижний край облачности 15 м). Таким образом, аэропорт Внуково — единственный в России, оснащенный новыми и самыми современными взлетно-посадочными полосами. Реконструкция перрона, в свою очередь, позволяет не только ввести в эксплуатацию оставшиеся телетрапы терминала А, но также и увеличить количество мест для стоянок воздушных судов. Все это позволит обеспечить взлет-посадку до 80–90 операций воздушных судов в час, включая и такие воздушные суда как: Airbus A-380 и Boeing 747-8 и Boeing 787.
В ближайшем времени в аэропорту Внуково будет завершена реконструкция перрона, что позволит не только ввести в эксплуатацию оставшиеся телетрапы терминала А, но также увеличить количество мест для стоянок воздушных судов.