Cправочная служба
+7(495) 937-55-55
Горячая линия для сообщений о фактах коррупции
8(495) 436-43-88

Интервью главного архитектора пассажирского терминала "А" аэровокзального комплекса "Внуково" Борзенкова Л.Л. сайту vnukovo.ru

9 декабря 2010

Главный архитектор пассажирского терминала "А" аэровокзального комплекса "Внуково", руководитель мастерской "Метрогипротранс" Борзенков Л.Л. рассказал о своей работе над проектом.

- Леонид Леонидович, Вы ведь в основном проектируете станции московского метрополитена. Как получилось, что Вы стали главным архитектором нового пассажирского терминала «А» международного аэропорта Внуково?

- Началось все с создания подземного железнодорожного терминала Внуково, куда приходит аэроэкспресс с Киевского вокзала. Проект получился удачным и получил множество архитектурных премий, дипломов и наград. В результате нам предложили заняться терминалом. Изначально его проект выполняла немецкая компания Обермайер, однако они к этому отнеслись, видимо, как-то прохладно, без должной проработки. Когда нас пригласили для выполнения рабочего проектирования, и мы увидели результаты их работы, стало понятно - по этому проекту строить просто нельзя. К счастью, удалось найти взаимопонимание с руководством аэропорта Внуково и мы пришли к мнению, что проект надо перерабатывать. В итоге без изменений осталась только общая идея - контуры терминала и разбивка по уровням - так называемое зонирование.

- Что в первую очередь пришлось исправлять?

- Первым делом изменили конструктивное решение кровли. Она была совершенно непригодна для русской зимы с ее обильными снегопадами. Тем более что после обрушения крыши в Трансвааль-парке требования безопасности в этих вопросах были серьезно ужесточены.

Пришлось увеличить зону паспортного контроля. Изначально были спроектированы одинаковые зоны для внутренних и для международных авиалиний. А это совершенно неправильно. Ведь проверить паспорт на внутренних авиалиниях – секундное дело. А вот процедура прохода через границу занимает несравнимо больше времени. Соответственно, требуется больше пространства.

Кроме того, мы расширили зону авиакомпаний – сделали полноценный третий этаж вместо антресолей, разбитых на «острова», как это планировали немецкие архитекторы. По-новому решили VIP зал.

Также изменения претерпела зона вылета, которая выполнена в виде капли. Здесь будет большое количество бизнес-залов, кафе, огромный супермаркет Дьюти Фри… При этом любители ходить по магазинам не будут мешать тем, кто хочет спокойно дождаться своего рейса в зале ожидания. А в центре капли – диспетчерская башня, к подножию которой по стенам будет стекать вода. И много-много зелени вокруг.

Эта часть терминала должна открыться в следующем году. Такого, по-моему, нет ни в одном аэропорту.

- Но хоть что-то оказалось разумным в немецком проекте?

- Конечно. Например, багажное отделение осталось там же, где было запланировано изначально. Не стали трогать расположение зон выдачи багажа и регистрации. Но в остальном, почти все нам пришлось переделывать.

- Дизайн и оформление терминала – это тоже ваша идея? Похоже, в терминале все, вплоть до светильников, имеет особый художественный смысл…

- Да. Мы поставили задачу максимально приблизить конфигурацию и внутреннюю отделку к теме самолетов и авиации. Ну не может изящный, обтекаемый, такой красивый самолет подруливать к какому-нибудь «чемодану»! Такое здание должно приглашать к полету. Поэтому мы и терминал сделали обтекаемым, с плавными формами и скрытой динамикой.

Интерьер по нашему замыслу должен ассоциироваться с птицами, воздушными змеями, поэтому во всех элементах прослеживается тема «парящих треугольников». На полу и стенах – красивый и, что немаловажно, долговечный гранит. Очень много использовали стекла, которое позволяет придать эффект прозрачности и воздуха. Кстати, благодаря этим стеклам пассажирам практически из любой точки терминала открывается потрясающий вид на аэродром. Взлет и посадка самолетов – это совершенно завораживающее зрелище.

- А что за рисунки сделаны на стеклах в терминале?

- Дело в том, что интерьер выполнен в стиле «хай-тек». Чтобы его чем-то уравновесить, было решено привнести какие-нибудь традиционные, исконно русские элементы. В аэропорту из соображений безопасности многие зоны отделены матовыми стеклами. Сами по себе они смотрятся очень скучно. Вот их-то мы и решили оживить, используя стекло в качестве фона для рисунков. От Хохломы, Палеха, матрешек и тому подобного отказались сразу. Хотелось чего-то не такого избитого. И тогда решили взять за основу элементы каменной и деревянной архитектуры. Когда-то у изб и церквей были ветровые доски, на которых древние мастера вырезали так называемые полотенца с бахромой и изображениями солнышек и крестиков. Такие дома до сих пор можно встретить в Вологодской области, в Кижах. Вот эти изображения мы и использовали. А животные – птицы и львы – взяты из каменной архитектуры. Так, к примеру, оформлен Дмитровский собор 12 века во Владимире.

- Наверное, потребовалось немало времени, чтобы выполнить такую масштабную работу?

- Скажу честно, проще было бы вести проект с нуля, чем переделывать чью-то работу. На создание нового проекта у нас ушел год, при этом мы занимались рабочим проектированием, которое продолжалось еще два года, а авторский надзор ведется и по сей день. Почти одновременно с проектированием начали строить подземную инженерную часть здания. Непосредственное отношение к пассажирам в этой части имеет только зал досмотров для тех, кто прибывает на подземную железнодорожную станцию. Эта станция соединена переходом с терминалом «А», и, как и при любом входе в аэропорт, здесь необходимо было сделать зону досмотра. Достаточно большую, чтобы пассажирам не приходилось стоять в очередях.

По инженерной части первоначальный проект тоже вызвал нарекания. Помещения в подземном этаже есть, а коммуникационный коллектор не предусмотрен. Не по потолкам же инженерные магистрали прокладывать. Пришлось все буквально на ходу доделывать.

- Все ли задумки удалось реализовать?

- Многие, но не все. Знаете, всегда кажется, что можно было сделать лучше. Например, мы хотели расширить зону посадки. Но продлить ее в сторону перрона, где стоят самолеты, не получилось. Дело в том, что во Внуково здание аэропорта стоит на московской земле, а поле – это уже федеральная территория. Границы были очерчены еще на стадии создания проекта компанией Обермайер, и внести изменения оказалось невозможно. Пришлось отказаться от этой идеи. Впрочем, места для пассажиров там и сейчас достаточно.

- И все же главное для пассажиров – это комфорт…

- В этих вопросах было учтено все, вплоть до мельчайших деталей. В Шереметьево, к примеру, если вы прилетаете на дальний выход, придется далеко идти. А во Внуково мы оборудовали терминал движущимися тротуарами. Встал на дорожку - и поехал себе спокойно. Мы вообще уделили пристальное внимание тому, чтобы пассажиры, особенно люди с ограниченными возможностями чувствовали себя здесь максимально комфортно. Сделано 76 лифтов, 60 эскалаторов, 38 травалаторов…

Все зоны постарались расположить так, чтобы пассажирам не пришлось бессмысленно наматывать километры по терминалу. В этом смысле Внуково использует самые современные технологии. К тому же здания в Шереметьево вроде и немаленькие, но ощущения простора, воздуха, полета – всего того, что есть во Внуково – там нет. Домодедово уже просто устаревает. Его реконструируют, но это всегда сложнее, чем строить заново. Так что Внуково сейчас – настоящие воздушные ворота Москвы.

- Какой проект из тех, что вы делали, вам наиболее дорог?

- Я много станций метрополитена сделал, но Внуково – это нечто особенное. Проект одного лишь аэровокзального комплекса можно сравнить не просто с несколькими станциями, а с целой линией метрополитена. И даже больше. Масштаб совершенно другой! Для меня этот проект - целая жизнь.

Подготовила Ольга Масюкевич
Пресс-служба аэропорта Внуково
press@vnukovo.ru
www.vnukovo.ru
www.facebook.com/vnukovoairport
www.twitter.com/vnukovoairport
www.vk.com/vnukovoairport
vnukovo-airport.livejournal.com

к списку интервью

Он-лайн подписка на статусы рейсов по e-mail

Вы можете бесплатно получать информацию о статусе рейса по электронной почте. Услуга предоставляется компанией AeroStatus

Для того, чтобы получить информацию о статусе рейса можно отправить email на адрес status@aerostatus.com.

Запрос на получение автоматически обновляемой информации о статусе авиарейса.
Для запроса информации отправьте email с номером рейса с указанием всех букв и цифр и добавлением вопросительного знака в конце.
Пример сообщения: XYZ123?

Запрос на получение информации о статусе авиарейса, который будет выполняться в будущем.
Для запроса на получение информации о статусе авиарейса, который будет выполняться в будущем (до 3 дней с момента запроса), нужно послать email с указанием номера рейса и даты вылета в формате День.Месяц или День/Месяц.
Пример: XYZ123 22.07? или XYZ123 22/07?

Отмена получения обновлений о статусе авиарейсов
Если вы хотите прекратить получать ранее запрошенные вами обновления о статусе авиарейсов, отправьте email со словом СТОП (или STOP).